Что будет если не выключить телефон в самолете. Телефончики выключаем. Жизнь стоит того, чтобы не звонить


По максимизации шансов на выживание при падении самолёта. Мы решили продолжить тему исследования проблем в авиации и попросили Артёма составить краткую памятку: почему бортпроводники заставляют выключать мобильные телефоны, можно ли позвонить на высоте 10 тысяч метров, и как к запрету на использование техники относятся сам экипаж самолёта.

Можно ли использовать мобильный телефон на борту самолёта?

Да и нет. Всё зависит от того, какой авиакомпанией вы летите. С 31 октября 2013 года использование мобильных телефонов и планшетов разрешено на борту самолётов авиакомпаний США. Во время руления, наборы высоты и снижения устройство должно находится в специальном автономном режиме, известном как Airplane Mode. Использование Wi-Fi возможно после соответствующего разрешения от экипажа, обычно на высоте более 3 тысяч метров (10 тысяч футов).

В настоящее время запрещено включать или использовать режим сотовой сети, однако в ближайшее время и этот запрет может быть снят. Осенью 2013 года EASA (Европейское Агентство по Авиационной Безопасности) разрешило использование электронных устройств на борту самолётов в автономном режиме. Спустя почти год, 26 сентября 2014 года, оно пошло даже дальше американских коллег и разрешило европейским перевозчикам использование на борту своих самолётов любых электронных устройств вне зависимости от фазы полёта в обычном режиме. Тем не менее каждая авиакомпания сама решает, использовать ли это разрешение на своих рейсах.

Получится ли позвонить с высоты 10 тысяч метров по мобильному телефону?

Некоторые авиакомпании используют технологию, позволяющую получать доступ не только к Wi-Fi, но и к сотовой сети специального роуминг-оператора: к примеру, Emirates используют AeroMobile. В этом случае пассажиры могут обмениваться SMS и совершать голосовые вызовы. Некоторые авиакомпании - например, Ryanair - ввели данную услугу, однако позже отказывались от неё из-за низкого спроса среди пассажиров.

Как обстоят дела в России?

В нашей стране нет прямого запрета на использование техники на борту от авиационных властей, Федерального агентства воздушного транспорта. Упоминание электронных устройств встречается лишь в пп. Б пунта 32 ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам».

В местах продажи авиабилетов, в зонах регистрации пассажиров, перед пунктами досмотра, в местах заполнения таможенных деклараций и оформления багажа вывешиваются плакаты со специальной информацией по авиационной безопасности, в которых указываются […] правила перевозки на воздушных судах оружия, боеприпасов, специальных средств, радио-, фото- и видеоаппаратуры, электронно-вычислительной и телевизионной техники, а также допустимые нормы провоза ручной клади.

При этом наши авиакомпании в правилах безопасности указывают на строгий запрет использования электронных приборов на борту воздушных судов. Формально отказ выключить мобильный телефон может быть расценён экипажем как нарушение правил безопасности полётов. В этом случае пассажира могут снять с рейса и аннулировать договор перевозки (билет), а также заставить возместить в судебном порядке соответствующий ущерб за задержку рейса.

Откуда вообще растут ноги у этих запретов?

Самолёт имеет сложное аэронавигационное и коммуникационное оборудование, работающее на разных частотах. Когда начиналась эра мобильной связи, то её эффект на оборудование самолёта был слабо изучен, и в целях осторожности были введены запреты, чтобы не создавалось помех в работе аэронавигационного оборудования.

За последние 10 лет количество мобильных телефонов и других электронных устройств сильно увеличилось, оборудование в самолётах тоже изменилось. Многие страны и производители самолётов стали проводить соответствующие испытания, чтобы выявить реальность угрозы создания помех: в результате они пришли к выводу о неактуальности данного запрета.

Что по этому поводу думают лётчики?

Известный в рунете пилот-блогер Лётчик Лёха рассказывает о своём отношении к запрету на использование телефонов и фотоаппаратов на борту. По его словам, во время разгона на взлётно-посадочной полосе не стоит использовать фотоаппарат: если взлёт будет прерван, самолёт может резко затормозить, и техника вылетит из рук.

В остальном Лётчик Лёха придерживается политики разрешения: обычные компьютеры, плееры и фотоаппараты не передают информацию на тех частотах, что работает оборудование самолёта, и не могут ему помешать. В отличие от них, рации и различные приёмники могут это сделать теоретически, поэтому использовать их не стоит.

А стюардессы?

Стюардессы отвечают коротко.

Я ничего не понял. Так можно или нельзя?

Если коротко, то каждая авиакомпания устанавливает свои правила и информирует об этом пассажиров перед взлётом. Если бортпроводники простят выключить или перевести в авиарежим ваш телефон - сделайте это.

Мы желаем вам счастливого полёта.

Авиационные правила все лояльней относятся к мобильным устройствам на борту, однако многие авиаперевозчики по-прежнему просят отключить телефон на время полета или перевести его в авиарежим. В разгар сезона отпусков вместе с экспертами разбираемся, почему так происходит.

Мария Ануфриева

глава представительства Finnair в России

Раньше навигационное оборудование было недостаточно защищено от внешних помех. Работающие телефоны создавали помехи во время связи пилота с диспетчером, затрудняли отслеживание самолета в период перелета, радиочастотное излучение искажало показания навигационных приборов.

С тех пор телефоны и приборы стали более совершенными. Большинство исследований показало, что включенные электронные устройства не влияют на современные навигационные приборы. Поэтому в 2014 году Европейское агентство авиационной безопасности официально отменило устаревшее предписание.

Одни авиакомпании пока сохраняют этот запрет в силу инерции, но его повсеместная отмена - всего лишь вопрос времени. Другие отменили устаревшее правило с условием, что во время взлета и посадки можно пользоваться электронными устройствами для чтения или игр, но нельзя использовать наушники, чтобы слышать объявления бортпроводников.

Часто авиаперевозчики не разрешают пользоваться телефоном в обычном режиме, предпочитая перестраховаться ради безопасности пассажиров. Взлет и посадка - самые сложные фазы полета, и очень важно избежать любых помех, даже минимальных. Однако нельзя исключать, что после новых исследований и они снимут это ограничение.

Антонина Самсонова

руководитель проекта «Мобильная связь и интернет» портала Банки.ру.

В Европе пользоваться гаджетами можно в любой момент полета. В США ограничения касаются взлета и посадки: во время горизонтального полета никто пользоваться связью не запрещает. Российские авиакомпании пока придерживаются старых правил по принципу «как бы чего не случилось». Научных или практических обоснований этому запрету нет, но вопрос остается дискуссионным.

В 2006 году Федеральная комиссия по связи США обсуждала отмену запрета на использование мобильных телефонов. Это породило несколько глобальных исследований. Федеральное управление гражданской авиации страны не нашло доказательств, что помехи могут повлиять на работу самолета. А сотрудники школы информатики Карнеги-Меллон утверждали, что вероятность крушения самолета по вине включенных девайсов существует - например, если сигнал от мобильного телефона помешает передаче сигнала GPS-приемника. В последнем исследовании NASA, проведенном в 2016 году, также говорится, что электронные приборы могут создавать помехи в работе GPS.

Кирилл Жарков

PR-директор сервиса для путешествий Grabr

Считается, что мобильные телефоны могут создавать помехи для навигационных и радиосистем самолета, особенно для точных систем захода на посадку и ультравысокочастотных станций. Так привыкли думать со времен, когда вся техника еще работала на одних частотах: и в небе, и в море, и телефоны, и микроволновки. Сейчас сетка радиочастот строго поделена. Поэтому вероятность отрицательного воздействия телефонов на системы самолета минимальна. Если пять человек будут говорить по телефону на взлете, ничего страшного не случится.

Тем не менее, даже инструкция для пилотов предусматривает отключение мобильников перед началом выруливания. Отделы безопасности авиакомпаний объясняют требование тем, что во время взлета и посадки пассажиры должны быть в курсе происходящего и вовремя реагировать на возникновение чрезвычайной ситуации. Поэтому в самолете просят пристегнуть ремень, убрать вещи, открыть шторку иллюминатора, чтобы видеть, что происходит за окном. Телефон рассматривают как дополнительный отвлекающий фактор.

Выводы

Современные телефоны не создают критических помех в работе навигационных систем самолета.

При этом исследователи пока не доказали абсолютной безопасности мобильных на борту.

В Европе и США запрет практически не действует, но авиакомпании продолжают использовать его по инерции.

Телефон на взлете и посадке просят отключить, чтобы пассажиры не отвлекались и смогли отреагировать на чрезвычайную ситуацию.

«Новый стильный телефон, нужен нам повсюду он.

Нужен всем он, как вода: позвонить туда-сюда.

Поболтать о том, о сем, или так, побыть вдвоем».

Мобильник в наши дни – первая необходимость. Без него мы не выходим из дома, не совершаем поездки, не садимся в поезд, самолет. «Просьба отключить сотовые телефоны и не включать до полной посадки самолета» – такие слова слышит каждый путешественник, сидя в мягком кресле лайнера и готовясь взлететь.

Но почему в самолете нельзя пользоваться телефоном? Это угрожает благополучию полета? Или причина в другом? Давайте, разбираться.

Говорит экспертиза

Авиалайнер отличается сложностью и точностью работы электронных систем. Десятилетия считалось, что работающие мобильники создают сигналы-помехи, негативно влияющие на работу автопилота. Портят показания аэронавигационного оборудования и мешают наземным службам следить за рейсом и устанавливать связь на самолетах.

Федеральное управление авиации поручило провести исследование возможного вреда от работы телефонов комиссии по радиотехническим и авиационным средствам (RTCA). Семь лет специалисты центра изучали проблему. В проверке задействовали сотни тысяч авиарейсов.

Лабораторные исследования. Вся электроника создает радиочастотное излучение. Для определения силы радиоволн сотового телефона, исследователи воспользовались специальным спектральным анализатором и изолированным латунным проволочным контейнером (клетка Фарадея).

Внутрь клетки экспериментаторы поместили вещи, которые путешественники берут с собой на борт самолета: МР3 плеер, игровую приставку и проигрыватель CD дисков. Их радиоизлучение оказалось минимальным. Но когда в клетку поместили сотовый – анализатор диагностировал сильнейший скачок. Мобильник действительно является причиной сбоев в работе систем лайнера?

Это был первый, предварительный анализ. При поддержке аэрокосмического авиаинженера Д.Гутау специалисты сымитировали точную модель радиосвязи наземных служб аэропорта с лайнером. Вооружившись сотовым генератором, исследователи попытались нарушить связь и создать опасные помехи.

Радиогенератор создает радиоволны различной силы. Благодаря прибору, можно выяснить, на какой частоте работает и какой силой должен обладать радиосигнал, чтобы нарушить работу систем самолета.

Вначале испытания проходили на частотности GSM 1800 (распространенная частота работы сотового телефона). Но прибор не уловил ни малейших искажений. Все оборудование воздушного судна функционировало благополучно. Но, когда мобильник перенастроили на частотную волну 800-900 МГц, анализатор показал значительное отклонение в работе навигационного анализатора воздушного судна.

Вывод экспертов прозвучал так: мобильный телефон (и иные приборы), работающие в частоте 800-900МГц, создают помехи в работе авиаоборудования и влияют на функционирование систем ориентирования самолета.

Таким стал предварительный результат. Наступила пора проверить данные лабораторных испытаний в полевых условиях, на практике.

Испытания в самолете. Изыскатели переместились на взлетную площадку, где привели в действие анализатор в работающем лайнере. 12 часов они «бомбардировали» воздух радиочастотными сигналами (использовали и современные смартфоны, и старенькие модели стандарта PCS).

Большинство из них поддерживало частотность 800-900 МГц. Но никаких помех, нарушений в функционировании оборудования лайнера выявлено не было. Ни один мобильник не помешал работе авиасистем.

Провода, идущие по салону, экранированы (защищены от посторонних воздействий). Поэтому никакой сигнал мобильного и иного устройства не в силах нарушить систему работы самолета.

Значит, разговаривать по телефону во время воздушного путешествия неопасно? Но почему, даже после подтвержденных, официальных испытаний, стюардессы настойчиво рекомендуют выключать электронные устройства во время полета?

Почему запрещено пользоваться мобильником?

На самом деле использовать сотовый можно. Но не во всех самолетах. Некоторые авиакомпании разрешают, иные просят отключать телефон при полете. Чем аргументировать такой запрет?

«Проще запретить»

Зачем выключать телефон? Владельцы авиакомпаний осторожничают. Ведь сегодня каждый день выходят в свет новые модели гаджетов, изменяются протоколы и стандарты. Да и авиационное оборудование на месте не стоит.

Существует теоретическая возможность того, что современный мобильник сможет негативно отозваться в работе навигационных систем, создать опасные помехи и спровоцировать крушение лайнера.

Постоянное проведение новых исследований экономически невыгодно. Проще запретить, чем взять на себя моральную ответственность за возможную катастрофу, происшедшую по вине работающего мобильника.

Помимо этого, авиакомпании опасаются, что пассажиры узнают в процессе полета о каких-либо негативных происшествиях на земле (аварии с самолетами, теракты, личные трагедии). Такие новости способны вызвать стресс. А человек, находящийся под воздействием разрушающих психику факторов, становится опасным для окружающих.

Комфорт для всех

Хочется усесться в мягкое комфортное кресло лайнера и забыть о проблемах, любоваться волшебными видами облаков за иллюминатором. Отведать вкусный обед, принесенный красавицей-стюардессой и расслабиться. Но рядом усаживается неугомонный сосед, все время болтающий по телефону. Или возбужденная мадам, громко обсуждающая новости с подругой.

Авиакомпании не заинтересованы в жалобах пассажирах и их требованиях по обеспечению тишины в полете. И вряд ли желают лишних конфликтных ситуаций на борту во время перелета.

Можно разделить салоны на любителей поболтать по телефону и на желающих лететь в тишине, где нельзя включать телефон (как в кафе с существующими зонами для курящих). Организовать такое разделение нетрудно, но зачем нужны лишние хлопоты ради 2-3 часов полета? Проще и дешевле запретить телефонные разговоры.

Разговоры отвлекают

Самые опасные моменты при полете – взлет и посадка. Да и в небе происходит всякое. В критические моменты самое важное для безопасности пассажира – соблюдать требования стюардесс. В опасных ситуациях главное – отлаженные, организованные и совместные действия пассажиров и членов экипажа.

Представьте ситуацию, когда на борту происходит нестандартная ситуация. Пилот требует внимание всех пассажиров. А добрая половина из них болтает по телефону или играет в онлайн-игру. Чтобы отключить телефоны, выйти из сети, потребуется 1-2 минуты. А в критических ситуациях важны секунды.

Порой секунды спасают жизнь. Специфика расположения кресел в воздушном лайнере такова, что всего один замешкавшийся на пару секунд пассажир вызывает коллапс всего ряда, блокируя им передвижение.

А при попадании в воздушную яму, турбулентности либо аварийной посадки оброненные планшеты, мобильники становятся травмоопасными предметами.

Вы обращали внимание, что при взлете и посадке в салоне аэробуса отключают свет? Это делается не для того, чтобы пассажиры полюбовались сиянием огней за иллюминатором. В салоне приглушают освещение, чтобы члены экипажа и пассажиры привыкли к темноте и в случае нестандартной ситуации лучше ориентировались в салоне.

А путешественник, втулившись глазами в яркий экран, в опасной ситуации, где нужно беспрепятственно двигаться по салону, превратится в «слепого крота» и создаст помехи другим людям.

Экономический фактор

Но при необходимости в срочном порядке связаться с землей, поговорить с родными, звонить по телефону вам разрешат. Правда, не по своему мобильнику, а предложив воспользоваться собственной платной мобильной связью. Авиакомпании желают дополнительно заработать, получив прибыль от недешевых звонков?

Сторонники такой теории уверены, что авиакомпании исключительно в корыстных целях запрещают звонки по личным мобильникам. Теряется дополнительная прибыль! Такое мнение не лишено оснований. Ведь любая компания, организация заинтересована в получении дивидентов, устанавливая в салонах точки доступа.

Все в бизнесе ищут источники дополнительного дохода. Так почему не воспользоваться такой возможностью?

Так что будет, если в салоне совершить звонок? Оштрафуют, отберут мобильник, высадят с рейса? Как на самом деле относятся различные авиакомпании к пользованию телефоном на борту своих рейсов?

Правила в самолетах разных стран

В 2013 году агентство, отвечающее за безопасность перелетов в Америке и Европе, формально разрешило пользоваться в самолетах мобильными телефонами. Мобильники получили амнистию. Но решающее слово осталось за руководством авиакомпаний. Они вправе диктовать правила.

Большинство авиакомпаний предпочло «золотую середину», ограниченно позволив использовать телефоны. Пассажирам нельзя пользоваться мобильниками лишь на взлете и при посадке. Во время рейса звонить разрешается, но при переводе сотового в режим «в полете».

Такой режим автоматически отключает беспроводные модули при посадке/взлете, а в полете включает режим Wi-fi и разрешает владельцу использовать весь функционал гаджета.

Европа. Авиакомпании европейских авиалиний с 2014 разрешают использовать цифровые устройства (планшеты, телефоны, фотоаппараты) на протяжении всего полета при любом режиме. Но австрийские авиалинии решили перестраховаться и оставили запрет на звонки по мобильнику во время всего полета.

Пассажирам разрешили только пользоваться планшетными устройствами и ноутбуками (кроме взлета/посадки). Как объяснили запрет представители австрийских авиакомпаний, телефонный сервис имеет смысл на дальних расстояниях. А 2-3 часа полета без звонков выдержит даже вечно спешащий бизнесмен.

К ним присоединились и балтийские авиалинии. Компания Airbaltic полностью запрещает своим путешественникам использовать мобильные телефоны. На планшетники и КПК запрет распространяется при посадке и взлете.

Первым европейским перевозчиком, разрешившим мобильную связь на борту лайнера, стали представители арабской авиакомпании Emirates. Арабские самолеты оборудованы специальным устройством, полностью исключающим влияние посторонних сигналов на навигационные системы. Салоны оборудованы миниатюрной станцией («Пико-Сота»), обеспечивающую спутниковую связь с наземными мобильными операторами.

США. Основное свидетельство, где прописан регламент использования путешественниками в полете электронными устройствами: документ-циркуляр 92.21-1А, выпущенный осенью 2000. Этим указаниям подчиняется большинство американских авиаперевозчиков. Они звучат так:

По время перелета в лайнерах разрешено оставлять включенными следующие устройства:

  • Часы с цифровой индикацией.
  • Приспособления для слабослышащих.
  • Хирургические импланты (кардио- и нервные стимуляторы).

Приборы, которыми разрешено пользоваться до момента взлета и по приземлению:

  • Компьютеры любого типа.
  • Пейджеры, мобильники и иные средства с возможностью пересылать электронные тексты.

Во время перелета на заданной высоте (крейсерский полет) можно использовать:

  • Приемники GPS.
  • DVD, CD-плееры.
  • Цифровые камеры.
  • Персональные компьютеры.
  • Устройства, разрешающие отправлять E-mail сообщения.
  • Мобильники, переведенные в режим в самолете в телефоне «игра».

Россия. В Росси подобных нормативных актов не существует. И запрет на использование мобильных телефоне в нашей стране остается в силе (но бортпроводники не относятся строго к этому правилу и не всегда принуждают соблюдать его).

Руководитель аналитической компании «Безопасность полетов в небе» Валерий Шелковников объясняет запрет на использование мобильников тем, что в России не проводились исследований по этому вопросу, в отличие от западных партнеров. Поэтому запрет остается в силе и в самолетах надо выключать мобильные телефоны.

Требования, касаемые правил использования сотовой связью на борту рейсов, разнятся. Точно пробить почву, чтобы подготовиться к полету, помогут сайты авиакомпаний. И не забудьте, сидя в комфортном кресле салона лайнера, внимательно слушать бортпроводницу. Перед полетом она даст все нужные указания и расскажет правила поведения пассажира на борту рейса и укажет, можно ли пользоваться телефоном.

13.04.2018, 10:18

Во время взлета и посадки летный экипаж просит отключить все свои электронные устройства. На вопрос, зачем они это делают, ответит Билетик Аэро.

Отключение электронных устройств, в первую очередь связано с вашей же безопасностью. Причина потенциальных проблем безопасности связана с тем, что, находясь на высоте более 3 000 километров в воздухе, ваш сигнал сотового телефона отражается от нескольких сотовых вышек и посылает более сильный сигнал. А это именно то, что может соединить другие сигналы и создать навигационную помеху (GPS).

Во время взлета и посадки пилоты и диспетчерская постоянно на связи. Работающие телефоны могут создать помехи во время связи пилота с диспетчером, затруднить отслеживание самолета в период перелета, радиочастотное излучение исказить показания навигационных приборов, что приведет к ЧП.

Однако, не зарегистрировано ни одного крушения самолета по причине включенного телефона. С развитием современных технологий эти риски сводятся нулю, поэтому некоторые авиакомпании позволят пользоваться телефонами во время полета.

В Европе пользоваться гаджетами можно в любой момент полета. В США ограничения касаются взлета и посадки: во время горизонтального полета никто пользоваться связью не запрещает. При этом голосовые сообщения на сотовых телефонах запрещены правилами FAA (Федеральное управление гражданской авиации) и FCC (Федеральная комиссия по связи). И все равно многие авиакомпании просят отключить электронные устройства.

Российские авиакомпании придерживаются старых правил по принципу «как бы чего не случилось». Пилоты объясняют это тем, что на взлете и посадке, как от них самих, так и от пассажиров требуется концентрация. Пассажиры должны слышать инструкции для их же безопасности, они должны быть в курсе происходящего и вовремя реагировать на возникновение чрезвычайной ситуации. Поэтому в самолете просят пристегнуть ремень, убрать вещи,